Ведомости: Московские девелоперы тратят 5–8% от строительной себестоимости проектов на инфраструктуру

16 Ноября 2015

Отношение столичных застройщиков к необходимости создавать комфортную жилую среду быстро эволюционирует в кризис от «отделаться всеми правдами и неправдами» до «это помогает продажам». Муниципальные власти подчас даже не поспевают за креативными девелоперами и не готовы брать на баланс продвинутые объекты социальной инфраструктуры в новых жилых комплексах.

Сейчас самое важное для покупателя – это бюджет покупки, напоминает Павел Родин, управляющий партнер и совладелец компании «Бест-новострой». Но для тех, кто не ведет ковровую панельную застройку в области, это означает: придется продавать более качественные ЖК по цене коробок без отделки в Москве и Подмосковье. Хотя это уже на грани рентабельности, уточняет Родин. Девелоперы «перешли от конкуренции ценовой к конкуренции общественных пространств», говорил Владислав Луцков, директор по инвестициям Est-a-Tet, на круглом столе в «Ведомости. Недвижимость» в октябре. Его участники согласились, что так называемые обременения – школы, детсады, поликлиники, дороги, подстанции, спортивные площадки, паркинги, благоустройство и т. д. и т. п. – позволяют делать более ликвидные проекты, а если повезет, то продавать с премией к рынку. А также демонстрировать социальную ответственность бизнеса покупателям и властям.

Цены и тренды

Андрей Пучков, гендиректор Urban Group, оценивает эту статью расходов в 12–15% от себестоимости. Цифры невелики, но и маржа у девелоперов сжалась, а кроме того, застройщик по 214-ФЗ не имеет права использовать средства дольщиков и строит инфраструктуру за свой счет или на заемные средства, уточняет Пучков. Делать – и продавать – «улучшенную среду» можно лишь в Москве и ближайшем Подмосковье, продолжает он. «В 50 км от МКАД, в регионах цена жилья такова, что экономика не складывается. На цену продаж сейчас сильно не повлияешь. Если не уменьшить себестоимость строительства, мы так и будем прижиматься к МКАД», – говорит гендиректор. Уменьшить себестоимость позволило бы более дешевое проектное финансирование, снижение цен за присоединение к сетям для застройщика (и, возможно, корректировка нормативов в зависимости от удаленности от МКАД) – мнение, которое разделяет большинство девелоперов.

«Это и обременение, и доход, но в первую очередь это инструмент продаж», – формулирует Пучков. Urban Group, по его словам, в этом году получила двукратное увеличение спроса благодаря тому, что предлагает не только квартиры, но и качественную среду обитания с дворами без машин.

Полную версию статьи можно посмотреть здесь

Акции